Autouristi.ru

Советы юристов

Выбор врача федеральный закон

Статья 21 323-ФЗ — Выбор врача и медицинской организации

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Статья 21

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

Право на выбор врача и медицинской организации

В настоящее время законодатель не устанавливает каких-либо ограничений в реализации данного права применительно к первичной медико-санитарной помощи и ограничивает его применительно к другим видам медицинской помощи по условиям его предоставления. То есть законодатель устанавливает ограничения, но связывает их не с характером данного права, а с определенными условиями, при которых оно предоставляется. Думается, что в первую очередь необходимо определиться с правовой природой указанного права, для того чтобы можно было определить оптимальный режим его реализации и закрепления в нормативных правовых актах.
На наш взгляд, право на охрану здоровья и право пациента на выбор врача и выбор медицинской организации являются позитивными правами человека. Для их реализации необходимо их признание со стороны государства. Таким образом, государство само имеет право определять объем признания и закрепления указанного права. С объемом признания указанного права тесно связан механизм его реализации. Представляется, что такой подход к пониманию рассматриваемого права позволяет точно определить его правовую природу. Признавая данное право, государство самостоятельно определяет его содержание, права и обязанности сторон. В первую очередь для целей настоящего исследования представляет интерес тот факт, что непосредственно от воли государства зависит объем и механизм реализации рассматриваемого права.

Таким образом, с одной стороны, законодатель подчеркивает важность и необходимость организации первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу, а с другой — позволяет отходить от данного принципа при реализации права на выбор врача и медицинской организации. Однако указанная возможность закреплена лишь в норме Закона, а механизм его реализации на практике отсутствует. Более того, в случае, когда пациент, воспользовавшись данным правом, выберет медицинскую организацию для оказания ему первичной медико-санитарной помощи не по территориально-участковому принципу, а по своему усмотрению, то он столкнется с трудностями в получении медицинской помощи на дом и с преемственностью в оказании медицинской помощи. Так, в настоящее время действует Положение об организации деятельности участкового врача-терапевта, утверждение Приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765, в соответствии с п. 6 которого участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения. В соответствии с п. 2 Порядка организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2006 г. N 584, участковый принцип организации медицинского обслуживания населения, обеспечивающий доступность и качество медицинской помощи, является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований. Кроме того, п. 11 Порядка определяет рекомендуемую численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала, которая, например, на терапевтическом участке составляет 1700 чел. взрослого населения в возрасте 18 лет и старше. Таким образом, фактически на участкового врача-терапевта действующими нормативно-правовыми актами возложена обязанность по оказанию первичной медико-санитарной помощи только в отношении прикрепленного к участку населения. Поэтому указанные Приказы необходимо приводить в соответствие с действующим законодательством. Но даже если внести в них изменения и предусмотреть возможность оказания медицинской помощи не только по территориально-участковому принципу, то тогда все равно останутся нерешенными вопросы о возможном превышении установленных нормативов обслуживания населения, преемственности в оказании медицинской помощи, доступности такой медицинской помощи.

Анализ вышеуказанных Рекомендаций показал, что рассматриваемое право, с точки зрения МОТ, не является абсолютным. Можно вывести два ограничения: первое связано с территорией такого выбора, второе — с кругом врачей, из которых можно выбирать.

Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. N 69 «О медицинском обслуживании» в п. 47 закрепляют положение о том, что «обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать среди врачей-терапевтов, находящихся в распоряжении данного учреждения и в пределах разумного расстояния от своего местожительства, врача, под наблюдением которого оно желает постоянно находиться (домашнего врача)», причем «оно должно иметь такое же право выбирать врача для своих детей», а в п. 48 — о том, что «если обслуживание предоставляется центрами здравоохранения, то обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать центр, расположенный на разумном расстоянии от своего местожительства, и выбирать как для самого себя, так и для своих детей врача и зубного врача среди врачей-терапевтов и зубных врачей, работающих в данном центре». В данной Рекомендации в качестве ограничения права на выбор врача и медицинского учреждения в рамках определенной территории используется критерий «разумного расстояния». Кроме того, выбор врача ограничен врачами конкретного учреждения.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепление в Законе, указанное право было труднореализуемо, отсутствовал механизм его реализации, в частности, не были установлены обязанности со стороны ответственных субъектов по его реализации, а право гражданина на выбор врача и медицинской организации фактически подменялось действиями страховой организации, которая заключала договор с медицинским учреждением. Фактически такую же позицию заняла и судебная практика. Так, в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N КАС03-638 указывается на то, что п. 2 ч. 1 ст. 30 Основ связывает выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, то есть с теми учреждениями, к которым граждане прикреплены для медицинского обслуживания в рамках медицинского страхования.

При получении следующего вида медицинской помощи — специализированной медицинской помощи в плановой форме — выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Этот выбор ограничен рамками территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если необходимую медицинскую помощь оказывают несколько медицинских организаций.

Вопрос об ограничении выбора врача и медицинского учреждения договором страхования нашел свое отражение и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26 марта 2001 г. N 44-Г01-9, в котором указывалось на то, что выбор медицинского учреждения и врача возможен в пределах договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, а по договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованный правом свободный выбор врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений.

Врача выбирали

В документе прописаны все этапы и действия, которые нужно выполнить, чтобы реализовать право на выбор: как именно написать заявление, какую информацию оно должно содержать, какие к нему требуется приложить документы и т.п. Прописаны в документе и действия, которые обязаны предпринять по заявлению медицинские учреждения, а также четкие сроки принятия решения и информирования заявителя о нем. Право выбора предоставляется по закону не только гражданам РФ, но и лицам без гражданства и иностранцам, постоянно или временно проживающим в стране. Условие одно — надо иметь полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

Право выбора лечебного учреждения и врача декларировалось в стране всегда, но в реальности все мы были прикреплены к своей районной поликлинике пожизненно. Все изменилось с принятием нового закона об ОМС, в котором эти права были впервые четко определены. Опасения, что переход из слабых или плохо оборудованных поликлиник в сильные и новые станет массовым, конечно, были, но не оправдались. По данным Межрегионального союза медицинских страховщиков, за 2011 год своим правом на выбор воспользовались не более 7% пациентов поликлиник. Похожую цифру назвали и в департаменте здравоохранения столицы. Здесь число прикрепленных заметнее всего росло в новых районах, когда там вводились в эксплуатацию жилые дома или новые поликлиники. В «старых» поликлиниках переток пациентов был незначительным — все же главным удобством для большинства является их близость к дому, а вовсе не наличие нового оборудования или свежий ремонт К тому же ограниченность права на выбор признают и сами страховщики — если вы выберете дальнюю от места жительства поликлинику, вызвать из нее врача на дом будет невозможно, придет все равно доктор из ближайшей.

Александр Чучалин, академик РАМН, директор НИИ пульмонологии:

— Право выбора медицинской организации и врача было закреплено и в прежнем варианте закона о медицинском страховании, но в новом законодательстве впервые прописан механизм его реализации. Конечно, поначалу пользоваться им будут самые активные граждане, которые хорошо знают врачей своей поликлиники, активно следят за своим здоровьем. Большинство будет присматриваться, но постепенно эта норма станет привычной. А дальше заработает механизм «подпитки» врача, к которому потянутся пациенты. В тех территориях, где финансирование поликлиник уже сейчас зависит от количества прикрепленных граждан, это уже почувствовали — уход пациентов обернется для них экономическими потерями. Поэтому главные врачи думают, как улучшить качество обслуживания, какие новые возможности предложить своим пациентам. Это нормальный экономический механизм, и он должен заработать в полную силу.

Сегодня «РГ» публикует документ, который прямо касается каждого россиянина. Это Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Владимир Стародубов, академик Российской академии медицинских наук, вице-президент РАМН:

Право выбора медицинской организации распространяется и на плановое лечение в стационарах — выбрать можно любой из тех, что участвуют в реализации территориальной программы госгарантий бесплатной медпомощи, а проинформировать пациента о них должен лечащий врач. А при оказании скорой помощи единственным ограничением выбора служит соблюдение установленных сроков ее оказания. То есть выбирать можно лишь из тех больниц, куда «Скорая» обязана доставить вас по нормативам доставки, а не любую из них.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г

Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией

1) перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

27) статью 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6236);

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

6) обеспечивает ведение регионального сегмента федерального регистра, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и своевременное представление содержащихся в нем сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;

2. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Смотрите еще:

  • Претензия за нарушение сроков оплаты образец Претензия по договору подряда В соответствии с договором подряда от 06.08.2016 г. Вы взяли на себя обязательство оказать комплекс работ по ремонту принадлежащего мне на праве собственности автотранспортного средства. Сроком начала работ […]
  • Калькулятор расчета субсидии военнослужащим Калькулятор расчета субсидии военнослужащим Таким образом, государство решило отказаться от обеспечения своих защитников жильем в натуральной форме и взамен предлагает денежный эквивалент на который военные сами смогут приобрести для себя […]
  • Адвокаты г курска Опытный адвокат в г СОВЕТА АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О МИНИМАЛЬНЫХ СТАВКАХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ОКАЗЫВАЕМУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ • дача устной консультации, правового совета - 700 (семьсот) рублей; При оказании адвокатом срочной […]
  • Госпошлина мировые судьи москва Статья НК РФ - Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций 4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства; 4.3) за государственную […]
  • Закон эмигрантов на 2018 год Закон РФ от 21 июля 1993 г Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования […]
  • Поправки удо 2018 Могу ли я получить охотничий билет "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) в) лицом с использованием своего служебного положения; 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей […]