Autouristi.ru

Советы юристов

Художественные особенности преступление и наказание

Своеобразие произведения

В ряду классиков мировой литературы Достоевский заслуженно носит звание мастера в раскрытии тайн человеческой души и создателя искусства мысли. Роман «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступил как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который получил название полифонического (многоголосого).

В романе «Преступление и наказание» портрет служит раскрытию идеи того или иного героя. Так, изображая Свидригайлова, Достоевский использовал одну, на первый взгляд, маловажную деталь: его глаза смотрели «холодно, пристально и вдумчиво». Но благодаря этой детали можно представить всего Свидригайлова, для которого все безразлично и которому все позволено. Глаза играют важную роль в портрете всех действующих лиц романа, по ним можно узнать идею героев, раскрыть их тайну. У Дуни глаза «почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые»; у Раскольникова «прекрасные темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза».

Методы создания психологического рисунка у писателя чрезвычайно разнообразны. Несмотря на то, что Достоевский редко использовал портрет как таковой, он считается тонким и глубоким мастером портрета. Писатель считал, что человек – существо очень сложное и его внешний вид никак не может отразить его сущность. Более важным для Достоевского является костюм героя или какая-либо деталь в нем, отражающая характер персонажа. Так, например, одеяние Лужина (щегольской костюм, великолепные перчатки и т. д.) выдают в нем желание выглядеть моложе и производить выгодное впечатление на окружающих. Достаточно вспомнить, например, портрет старухи-процентщицы, выразительность которого создана при помощи уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».

В романе «Преступление и наказание» Достоевский впервые проявил себя не только как психолог, но и как философ, так как в центре повествования – борьба идей, борьба добра и зла, определяющая сюжет романа. Автор не дает прямых характеристик ни своему герою, ни той ситуации, в которой он оказывается. Он дает возможность читателю самому во всем разобраться. Именно поэтому Достоевский стремился к детальному воспроизведению внутренней жизни своего героя. На первый план он ставит не столько внешний мир, сколько психологию героя.

Каждому герою романа присущ свой, индивидуальный, язык, но все они общаются на общем языке – языке «четвертого измерения» писателя. Каждому герою «Преступления и наказания» можно составить свою словесную характеристику, но самым выразительным является языковой портрет Раскольникова. Достоевский с большим мастерством показал раздвоение главного героя романа, используя для этой цели различные стилистические приемы: прерывистость речи Раскольникова, дисгармонию его синтаксиса, а главное – контраст между внешней и внутренней формой речи героя. «Законам четвертого измерения», где перестает действовать земное тяготение, подчиняется и все в стиле романа: портрет, пейзаж, место и время действия. Особый, неповторимый ритм писателя так захватывает читателя, что он не сразу оценивает каждую деталь портрета героя.

Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видениям», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.

Интересно и время в романе. Сначала оно течет медленно, затем ускоряется, на каторге растягивается и совсем останавливается при воскрешении Раскольникова, словно объединяет настоящее, прошедшее и будущее. Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события.

Художественные особенности — ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Задаче психологического анализа подчинена и портретная ха­рактеристика героев. Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательно­го молодого человека («он был замечательно хорош собою») — та­ким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой («снаружи он походил как бы на раненого человека»). Первый портрет Сони, ко­гда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутрен­нему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она прихо­дит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответ­ствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной. Осо­бую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом», который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом портрете и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором.

Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях (исповедь Мармеладова перед Раскольнико­вым, Раскольникова перед Соней) и внутренних монологах, кото­рые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой.

Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмо­циональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке (сцена поминок Мармеладова). Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств (Раскольников — Порфирий Петрович, Раскольников — Со­ня, Раскольников — Свидригайлов). Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка.

Символичны и несут психологическую нагрузку предметно­бытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо. Невыносимая духота ста­новится «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть разви­вают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сы­рость и изобилие воды во всех видах (например, страшная гроза и на­воднение в ночь самоубийства Свидригайлова) рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действи­тельности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук», «шкаф» или «гроб» и становится символом мерт­венности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестни­цы, коридоры. Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости.

Художественные особенности. Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и сис­темы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характе­ристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Со­ответственно меняется способ психологического анализа: он на­правлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих сил сознания и подсознания героев. Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основ­ные приемы прямого выражения внутреннего мира героев (откры­тый психологизм) — это их высказывания в форме диалога, моно­лога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выраже­нии внутреннего мира литературных героев, относятся психологи­ческий портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев.

Насколько широко используются эти приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным по­воротным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство. Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают момен­ты завершения определенного этапа идейных исканий.

Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств. Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие соз­нание — в том числе и безумие или временное помешательство.

Художественные особенности романа — Преступление и наказание

  • В чем причины самоубийства СвидригайловаАркадий Иванович Свидригайлов – один из центральных героев романа. “.Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что.

  • Нравственный идеал в произведениях Ф. М. ДостоевскогоВ романе Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание” поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии.

  • Главная цель и смысл романа Достоевского “Идиот”Главной целью романа “Идиот” (1868) было создание образа “положительно прекрасного человека”. В образе князя Мышкина черты Христа получили бытовое преломление.

  • Порфирий Петрович 2ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1866), пристав следственных дел при одной из полицейских.

  • Униженные и оскорбленныеРоман Ф. М.Достоевского-это “психологический отчет одного преступления”,преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старухупроцентщицу. Однако в романе речь идет.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов “Эпоха” и “Время”, предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее “запродавать” свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман “Преступление и наказание” достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.
    Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.
    Главной художественной особенностью романа “Преступление и наказание” является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что “история души человеческой. едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа”. Для Достоевского в романе характерно про никновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (испоредь Мармеладова).
    Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный “внутренний” монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа – лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны – яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.
    Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман “Преступление и наказание” требует от нас глубинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) – люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о “крови по совести”. Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия “преступление” (почему Сонечка – преступница, а Лужин – порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?).
    Даже сам сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя.
    Все перечисленные художественные особенности романа делают. его шедевром русской и мировой литературы, а его автора – основоположником нового “психологического” подхода к изображению явлений действительности.

  • Проблема бунта и смиренияВ “Пре­ступлении и наказании” речь идет не только о соотношении “ариф­метика” или натура, но и о проблеме бунта и смирения.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф

    Все перечисленные художественные особенности романа делают его шедевром русской и мировой литературы, а его автора — основоположником нового «психологического» подхода к изображению явлений действительности.

    Даже сам сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя.

    Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глубинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о «крови по совести». Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?).

    Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой. едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

    Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.

    Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны — яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

    Художественное своеобразие и особенности сюжета романа «Преступление и наказание»

    На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стандартную схему так называемого «уголовного романа» с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно держится на тайне: личность преступника обычно выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство. Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с/образом главного героя.

    Предельная напряженность сюжета выражается в нагнетании острейших драматических ситуаций, происходящих зримо, буквально на глазах у читателей: убийство старухи-ростовщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, самоубийство Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова. Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей.

    У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами; город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю,— признавался герой романа,— как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица. » И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело.

    В «Преступлении и наказании» Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в науке название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но даже и его голос. И хотя это не является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным В процесс сопереживания, испытывая все чувства, которые возникают у героя по ходу действия.

    Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, ибо герои Достоевского всегда одержимы страстью, выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира герой, свойственный им самоанализ, принимающий нередко самые мучительные формы, сочетаются с тщательным анализом внешних, причин, под влиянием которых формируются мысли, пни, действия тех или иных персонажей.

    Удушающее узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид). В это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, втиснута их жизнь, и выйти из него они не в состоянии.

    Одним из первых в мировой литературе Достоевский рассказал о трагизме мыслящего человека, который, переживая разлад с буржуазным обществом, отрицая его несправедливость и зло, сам ощущает в себе груз порожденных этим же обществом идей и иллюзий. На этой почве могут возникать индивидуализм и анархизм, способные оправдать любые преступления, утвердить принцип «вседозволенности». Значение романа «Преступление и наказание» выходит за пределы своего времени; он обращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуемых катастрофах, к которым могут привести новоявленные Наполеоны, презирающие миллионы простых людей, их законнейшие и естественные права на жизнь, свободу и счастье.

    Художественные особенности романа Ф

    Коллекция сочинений: Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вы­званных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Досто­евскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

    Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман «Преступление и наказание» требует от нас глу­бинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) — люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собствен­ном благополучии, становится идея о «крови по совести». До­стоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка — преступница, а Лужин — порядочный человек в глазах обще­ства, хотя на самом деле все наоборот?).

    Главной художественной особенностью романа «Преступ­ление и наказание» является тонкость психологического ана­лиза. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермон­това, который стремился доказать, что «история души чело­веческой. едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно про никновение в психологию изображаемых героев (будь то крис­тально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их ре­акцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоя­тельствах (испоредь Мармеладова).

    Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в ис­торию мировой литературы.

    Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой по­мимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутрен­ний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выгля­дит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны — яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

    Даже сам сюжет романа основывается на истории преступ­ления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до пре­дела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обыч­ная жизнь скучна для его главного героя.

    Художественные особенности романа «Преступление и наказание» Ф

    Символичны и несут психологическую нагрузку предметно­бытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо. Невыносимая духота ста­новится «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть разви­вают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сы­рость и изобилие воды во всех видах (например, страшная гроза и на­воднение в ночь самоубийства Свидригайлова) рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действи­тельности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук», «шкаф» или «гроб» и становится символом мерт­венности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестни­цы, коридоры. Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости.

    Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях (исповедь Мармеладова перед Раскольнико­вым, Раскольникова перед Соней) и внутренних монологах, кото­рые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой. Материал с сайта //iEssay.ru

    Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмо­циональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке (сцена поминок Мармеладова). Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств (Раскольников — Порфирий Петрович, Раскольников — Со­ня, Раскольников — Свидригайлов). Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка.

    Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств. Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие соз­нание — в том числе и безумие или временное помешательство.

    Насколько широко используются эти приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным по­воротным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство. Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают момен­ты завершения определенного этапа идейных исканий.

    Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и сис­темы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характе­ристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Со­ответственно меняется способ психологического анализа: он на­правлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих сил сознания и подсознания героев. Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основ­ные приемы прямого выражения внутреннего мира героев (откры­тый психологизм) — это их высказывания в форме диалога, моно­лога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выраже­нии внутреннего мира литературных героев, относятся психологи­ческий портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев.

    Задаче психологического анализа подчинена и портретная ха­рактеристика героев. Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательно­го молодого человека («он был замечательно хорош собою») — та­ким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой («снаружи он походил как бы на раненого человека»). Первый портрет Сони, ко­гда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутрен­нему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она прихо­дит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответ­ствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной. Осо­бую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом», который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом портрете и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором.

    Художественное своеобразие и особенности сюжета романа «Преступление и наказание»

    У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрачными лестницами; город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереальный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Раскольникова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю,— признавался герой романа,— как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица. » И самоубийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми ставнями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело.

    Удушающее узкое жизненное пространство окружает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид). В это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, втиснута их жизнь, и выйти из него они не в состоянии.

    На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стандартную схему так называемого «уголовного романа» с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь. Но в уголовных романах сюжет обычно держится на тайне: личность преступника обычно выясняется лишь на последних страницах произведения. Между тем в романе Достоевского читателю с самого начала известно, кто совершил убийство. Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с/образом главного героя.

    Предельная напряженность сюжета выражается в нагнетании острейших драматических ситуаций, происходящих зримо, буквально на глазах у читателей: убийство старухи-ростовщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, самоубийство Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова. Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идеологический характер, полемика раскрывает противоположность характеров персонажей.

    Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, ибо герои Достоевского всегда одержимы страстью, выражающейся в напряженных драматических ситуациях. Сложность и противоречивость внутреннего мира герой, свойственный им самоанализ, принимающий нередко самые мучительные формы, сочетаются с тщательным анализом внешних, причин, под влиянием которых формируются мысли, пни, действия тех или иных персонажей.

    В «Преступлении и наказании» Достоевский применяет особую форму повествования, которая получила в науке название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но даже и его голос. И хотя это не является его монологом, постоянно сохраняется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окружающий внешний мир включен в процесс самосознания героя, неизменно переводится из авторского кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным В процесс сопереживания, испытывая все чувства, которые возникают у героя по ходу действия.

    Одним из первых в мировой литературе Достоевский рассказал о трагизме мыслящего человека, который, переживая разлад с буржуазным обществом, отрицая его несправедливость и зло, сам ощущает в себе груз порожденных этим же обществом идей и иллюзий. На этой почве могут возникать индивидуализм и анархизм, способные оправдать любые преступления, утвердить принцип «вседозволенности». Значение романа «Преступление и наказание» выходит за пределы своего времени; он обращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуемых катастрофах, к которым могут привести новоявленные Наполеоны, презирающие миллионы простых людей, их законнейшие и естественные права на жизнь, свободу и счастье.

    Смотрите еще:

    • Налоги для ооо с 2011 года Какие налоги платит ООО в 2017 году НДС(ставка – 18%); Налог на прибыль(20%); Налог на имущество(ставка зависит от региона, но не может превышать 2,2%); Налог на доходы физических лиц(13%). В 2017 году упрощенная система […]
    • Назначение выплата и доставка трудовых пенсий Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2018 Для государственных и муниципальных служащих установлен свой порядок определения размера пенсии, который учитывает «выслугу лет», то есть стаж непосредственно государственной службы в […]
    • Что такое личность юриста Задайте вопрос, например: Участник вышел из - общества Давайте попробуем им воспользоваться. Для начала введите номер « 29 », чтобы искать документы только с этим номером. Нажмите « Избранное », чтобы посмотреть все избранные […]
    • Повышение пенсий прокуратуры С 1 февраля 2018 года военным пенсионерам положена ежемесячная доплата Повышение военных пенсий проводится в рамках выполнения Указа Президента № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» от 7.05.2012 […]
    • Приказ о мат помощи в связи со смертью Материальная помощь: заявления, налоги НДФЛ, ПФР Оказать своим сотрудникам материальную помощь работодатель вправе в любом размере. Выплаты в пределах 4000 руб. не облагаются налогом на доходы физических лиц (п. 28 ст. 217 Налогового […]
    • Эксперт экспертизы проектной документации МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА Бесплатная доставка документации из других регионов к нам и обратно - Нам одинаково важны Ваши результаты и Ваше отношение к нам! От момента подачи документации, до получения уведомлений - не […]