Autouristi.ru

Советы юристов

Федеральный закон 10 о профсоюзах

Федеральный закон от 12 января 1996 г

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Вопрос 11

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Федеральный закон от 12 января 1996 г

Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией

Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее — профсоюзы).

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать: наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;

Федеральный закон 10 о профсоюзах

Комментируемая статья устанавливает правовые основы деятельности профсоюзов, что вполне объяснимо, поскольку, деятельность профсоюзов носит многогранный характер и регулируется большим количеством отраслевых нормативных правовых актов. Несмотря на то, что в последнее десятилетие совокупность прав и обязанностей профсоюзов претерпела значительные изменения, правовое положение профсоюзов по-прежнему определяется достаточно большим количеством нормативных правовых актов. Важно отметить, что комментируемая статья установила что права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, и> объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другим* федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Эта норма означает, что указанные права профсоюзе! и гарантии их деятельности не могут ухудшаться нормативными актами, имеющими меньшую юридическую силу, чем названные в статье (речь идет о подзаконных актах, локальных нормативны> актах организаций и т.д.).
Права профсоюзов могут иметь не только статусный характер (т.е. определяться законодательными актами), но и договорной (т.е определяться в актах договорного характера — например, коллективном договоре, соглашении), а также устанавливаться локальными нормативными актами организации в части, улучшающей правовое положение профсоюзов по сравнению с их правовым статусом. Так, например, ТК РФ прямо устанавливает, что право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Более того, ч. 3 ст. 8 ТК РФ допускает, что коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников; ч. 4 ст. 82 ТК РФ закрепляет право сторон в коллективном договоре устанавливать иной порядок обязательного участия ВПО данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя и т.д.
В комплексе прав человека, которые закреплены Конституцией РФ, трудовым и профсоюзным законодательством можно выделить ряд наиболее важных, реализующихся более полно при условии объединения работников в профессиональные союзы. К ним относятся: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на содействие занятости и защиту от безработицы; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом уровня; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на охрану труда и безопасность на производстве (работе); право на благоприятную окружающую среду; право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой; право на образование, включая право на обучение и повышение квалификации; право на получение информации от государственных органов, органов местного самоуправления и работодателей по социально-трудовым вопросам; право на отдых, включая право работающего по трудовому договору на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Принцип, провозглашенный в п. 2 настоящей статьи, носит фундаментальный характер и может быть применен ко всей иерархии нормативных правовых актов, устанавливающих права и гарантии деятельности профсоюзов, а именно: каждый «нижестоящий уровень правотворчества» не может ограничивать указанные права и гарантии деятельности по сравнению с «вышестоящим».
К основополагающим законодательным актам, регламентирующим права и гарантии деятельности профсоюзов как одного из видов общественных объединений и некоммерческих организаций относятся также ФЗ № 82 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» и ФЗ № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».
Пункт 3 по аналогии с Конституцией РФ закрепляет приоритет международных норм над нормами настоящего закона и может с успехом использоваться российскими профсоюзами. Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные акты, признанные мировым сообществом. Это: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, конвенции, рекомендации и декларации МОТ, Европейского Союза, Совета Европы и т.д.

1. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица — в соответствии с федеральным законом.
2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной
организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.
Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется Правительством Российской Федерации.
При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.
Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 введен Федеральным законом от 21.03.2002 №31-Ф3).
3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом
«О противодействии экстремистской деятельности».

Пункт первый настоящей статьи устанавливает, что закон о профсоюзах распространяется на все организации, значит он действует в организациях различных форм собственности, включая организации, как с частной формой собственности, так и с государственной, либо любой другой. Кроме того, так как закон распространяется на все организации, расположенные на территории Российской Федерации, следовательно, он действует, в том числе и в организациях со 100% иностранным капиталом. Так как право на объединение в профсоюзы закреплено международными нормативными актами, международные договоры не могут ограничить это фундаментальное право человека.
Пункт второй комментируемой статьи закрепляет юридическое значение внутрисоюзных нормативных актов профсоюзов, поскольку права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные законом о профсоюзах, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий. Полномочия указанных профсоюзных структур (органов) определяются уставами, положениями и иными нормативными актами профсоюзов.
Право на объединение в профсоюз может быть ограничено только в исключительных случаях. Пункт третий комментируемой статьи определяет, что особенности применения закона о профсоюзах по отношению к отдельным категориям граждан могут определяться соответствующими федеральными законами. Эти особенности касаются, прежде всего, государственных служащих (см. комментарий к ст. 2). Как правило, у этой категории работников отсутствует право принимать участие в забастовках, а также ряд прав по участию в управлении трудом в организации.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ о профсоюзах) был принят 12 января 1996 года. С тех пор произошло серьезное изменение правового положения профессиональных союзов России, которое влияет на практику применения ФЗ о профсоюзах. Основные нормативные правовые акты, принятые в эти годы и повлиявшие на правовой статус профессиональных союзов это — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г., часть вторая от 05.08.2000 г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г., Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. В 2006 году были внесены серьезные изменения в Трудовой кодекс РФ, а также в порядок государственной регистрации профсоюзов как юридических лиц. Кроме того, важное значение для правильного применения и толкования ФЗ о профсоюзах имеют руководящие постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ. В комментарии учтены все изменения в законодательстве на 1 января 2008 года.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в редакции Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П)

Копии документов, кроме копий уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, подписываются руководителем профсоюзного органа и заверяются печатью этого органа или организации, где действует профсоюз. При получении указанных документов ФРС или ее территориальный орган направляют в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о создании, реорганизации или ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации. При получении от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о профсоюзе, объединении (ассоциации), о первичной профсоюзной организации ФРС или ее территориальный орган выдают заявителю свидетельство о регистрации, подтверждающее факт внесения указанной записи в ЕГРЮЛ. Необходимые действия по государственной регистрации первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица может осуществлять представитель профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Часть 2 пункта 1 комментируемой статьи закрепляет уведомительный порядок государственной регистрации профсоюзов, что означает, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации в случае соблюдения всех условий, предусмотренных ФЗ о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо, как правило, в течение трех дней с момента изменения сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Часть 3 п. 1 закрепляет специальный перечень документов, представляемых профсоюзами при государственной регистрации их в качестве юридических лиц. Регистрация может осуществляться как при создании профсоюзов, так и при их реорганизации. Общий перечень и формы документов, представляемых в ФРС и ее территориальные органы для принятия решения о государственной регистрации общественных объединений, создаваемых путем реорганизации, утвержден Постановлением Правительства от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
После внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи профсоюз приобретает правовой статус юридического лица, что налагает на него ряд юридических обязанностей. Гражданский кодекс признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица должны иметь — самостоятельный баланс или смету. Профессиональные союзы относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав.
Практика показывает, что многие профсоюзные организации, имеющие статус юридических лиц, не всегда выполняют в полной мере свои предусмотренные законом обязанности. Одновременно со статусом юридического лица профсоюзная организация приобретает статус субъекта налоговых правоотношений, предусмотренный НК РФ, т.к. налоговое законодательство признает налогоплательщиками и плательщиками сборов организации, на которые возложена в соответствии с НК РФ обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ)Р.
Часть 9 п. 1 настоящей статьи предусматривает, что профсоюзы вправе не проходить государственную регистрацию, но то, что они при этом не приобретают статуса юридического лица, не означает, что такие профсоюзные организации не могут распоряжаться частью профсоюзных взносов на основании сметы70. Закон о профсоюзах предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач. Находящиеся на субсчете первичной организации денежные средства выдаются ей территориальной организацией на основании решений профкома и направляются на удовлетворение социально-бытовых, культурных потребностей членов организации.
За различные нарушения, связанные с ненадлежащим выполнением своих обязанностей профсоюзами как юридическими лицами, на должностных лиц профсоюза могут быть наложены административные взыскания, а сами профсоюзные организации привлечены к ответственности в качестве юридических лиц в рамках арбитражного процесса. Так, например, закон предусматривает административную ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4.) и т.д. Чаще всего (арбитражные суды рассматривают по заявлениям органов налоговых служб дела, связанные с нарушениями профсоюзами обязанностей по уплате налогов.
Отказ в регистрации профсоюза может быть обжалован в суде. По делам такого рода накоплена определенная судебная практика.

Настоящая статья раскрывает право на объединение, установленное Конституцией РФ. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет профсоюз как один из видов общественных объединений. Среди отличительных признаков профсоюзов закон называет добровольный характер объединения, связь граждан, объединяющихся в профсоюз общими производственными и профессиональными интересами профсоюза. Отсюда следует, что на профессиональные союзы распространяет свое действие Федеральный закон «Об общественных объединениях». Однако этот закон применяется по отношению к профсоюзам лишь в той части, в которой их отношения не урегулированы ФЗ о профсоюзах. Статья 3 закона об общественных объединениях, раскрывающая содержание права на объединение, устанавливает, что оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Регистрация профессиональных союзов имеет определенные особенности, которые раскрываются в ст. 8 закона о профсоюзах.
Закон об общественных объединениях специально предусматривает, что включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 16).
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что все профсоюзы пользуются равными правами. Однако из этого положения не следует, что государственные органы в своих взаимоотношениях с профсоюзами обязаны предоставлять одинаковые льготы. По мнению Верховного Суда РФ, равенство прав всех профсоюзов не следует понимать как предоставление всем профсоюзам равных льгот, которые могут быть предусмотрены определенными нормативными актами7. Имея равные права на участие в отношениях социального партнерства, разные профсоюзы могут достигать различных результатов, которые могут закрепляться различными нормативными актами и это не будет означать неравенство прав профсоюзов. Также и по мнению Европейского Суда2 по правам человека свобода ассоциации не гарантирует профсоюзам или его членам какого-либо особого отношения со стороны государства и что государства правомочны устанавливать особые процедуры участия профсоюзов при принятии решения государством, которые могут ставить отдельные профсоюзы в «невыгодное положение», но для этого должно быть «объективное и разумное оправдание». На взгляд автора это крайне важное заключение Европейского Суда, которое профсоюзы России должны активно использовать в своей деятельности, добиваясь, например, преимуществ и льгот не для всех работников в целом, а для конкретных членов профсоюза.
Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право каждого свободно и по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в профсоюз, выходе из него и занятии профсоюзной деятельностью. На практике все чаще руководители первичных профсоюзных организаций сталкиваются с проблемой толкования степени свободы первичных профсоюзных организаций при принятии решения о приеме работника в члены профсоюза. Может ли норма п. 2 настоящей статьи трактоваться таким образом, что первичная профсоюзная организация не вправе отказать в приеме в члены профсоюза работнику, письменно изъявившему такое желание? Большинство специалистов считают, что профсоюзная организация не вправе отказать гражданину в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, судебная практика показывает, что в отдельных случаях суды признают право первичных профсоюзных организаций отказывать работникам во вступлении в члены профсоюза5. ФЗ о профсоюзах не содержит оснований, по которым первичная профсоюзная организация может отказать в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, статья 2 Конвенции № 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» закрепляет право трудящихся вступать в организации (профсоюзы) при единственном условии — подчинении их уставам этих организаций (профсоюзов). Отсюда следует, что первичная профсоюзная организация вправе отказать работнику, подавшему заявление на вступление в профсоюз в том случае, если считает, что данный работник допускал действия, противоречащие уставу. Например, как правило, все уставы содержат норму, обязывающую члена профсоюза заботиться об авторитете своего профсоюза и не допускать действий, дискредитирующих профсоюз. Поэтому, если работник допускал подобные действия, ему вполне может быть отказано в приеме в профсоюз. Основанием для отказа во вступлении в профсоюз, на наш взгляд, может являться также тот факт, что работник является представителем работодателя. Кроме того, уставы некоторых профсоюзов содержат запрет на одновременное членство в двух профсоюзах, в этом случае отказ также является обоснованным.
Часть 2 п. 2 гарантирует свободную реализацию права на объединение, без получения предварительного разрешения. Это означает, что объединение в профсоюз не требует разрешения каких-либо государственных органов или работодателя. Существующие на практике случаи не признания профсоюзов в организациях со стороны работодателя противоречат настоящей статье.
Согласно пункта 3 настоящей статьи граждане России, проживающие вне ее территории, пользуются точно такими же правами, как и проживающие на территории России — могут состоять на учете в первичных профсоюзных организациях, расположенных на ее территории, а также объединяться в профсоюзные организации в российских организациях, расположенных за пределами РФ.
Пункт 4 комментируемой статьи разрешает иностранным лицам и лицам без гражданства состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами или международными договорами. К таким федеральным законам, предусматривающим, что соответствующим видом деятельности могут заниматься только граждане Российской Федерации, относятся следующие: ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; ФЗ от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; ФЗ от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»; ФЗ от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»; Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».
Пункт 5 комментируемой статьи включает в содержание права на объединение в профсоюзы и их право создавать свои общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) по различным признакам: отраслевому, территориальному или иному. Общим требованием в этом случае является наличие определенной профессиональной специфики, лежащей в основе объединения.
Неотъемлемым элементом права на объединение в профсоюзы закон устанавливает их свободу в международной деятельности: профсоюзы вправе развивать такое сотрудничество по собственному усмотрению, без предварительного разрешения государственных органов, вступать в международные и другие объединения и организации, сотрудничать с ними, заключать договоры и соглашения. Под сотрудничеством необходимо понимать широкий спектр действий профсоюзов: обмен делегациями, создание совместных органов для различных целей, подготовку совместных заявлений, обмен информацией, солидарные действия и т.д.

Смотрите еще:

  • Законы о профсоюзах 2014 Федеральный закон от 12 января 1996 г Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 […]
  • Закон с 1 марта 2018 в аренду Федеральный закон от 14 марта 1995 г См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные […]
  • Закон о правительстве рф 4 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона Изменения вступают в силу по истечении 10 дней […]
  • Закон о других граждан Закон РФ от 2 июля 1992 г Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 27 июля 2010 […]
  • 29 закона 14-фз Федеральный закон от 29 декабря 2004 г Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 26 декабря 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 8 мая 2009 г., 1 […]
  • Федеральный конституционный закон о правительстве российской федерации 2018 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования Изменения вступают в силу со дня вступления в силу закона […]